Аферисты предварительно изучают своих жертв хотя бы на уровне пола и возраста и определяют, чем эффективнее зацепить человека с учетом его вероятных интересов.
Базовые приемы мошенничества построены на смеси реальных инфоповодов с ложью, на использовании мнимых авторитетных чинов звонящих, а также психологическом давлении: угрозах, необходимости предпринять срочные действия, чтобы избежать большой беды, которой человека запугивают. На этом фундаменте аферисты делают настройки для каждой возрастной группы.
Несовершеннолетние 9-17 лет зачастую увлекаются онлайн-играми. В УБК МВД России сообщили, что в качестве наживки для подростков аферисты используют ценные игровые предметы, возможность ускоренной прокачки. Для получения внутриигровых благ требуется передать реквизиты карты родителя.
Молодые люди в возрасте 18-25 лет заинтересованы в самостоятельном заработке, особенно в удаленном формате со свободным графиком. Для них мошенники обещают легкий заработок в соцсетях и мессенджерах с оплатой за лайки или обратный выкуп товаров. А также другие схемы фейкового трудоустройства от имени маркетплейсов, криптобирж и других крупных работодателей. Для молодежи также адаптируют фейковые инвестиции и заработок на бронировании отелей.
Люди 26–40 лет, по статистике правоохранителей, чаще становятся жертвами взлома «Госуслуг», подвергаются давлению от имени самозваных сотрудников Банка России и Росфинмониторинга. Их убеждают спасти деньги путем отправки на так называемый безопасный счет.
Граждане РФ 45-60 лет являются основной целевой аудиторией в схемах с фейковыми обвинениями в финансировании экстремизма и терроризма, блокировке счетов и имитации различных государственных инстанций.
Для пожилых людей в возрасте 61+ кибермошенники готовят многоэтапные сценарии: от «мама, я попал в беду» с использованием дипфейков голоса близких, до необходимости срочно записаться в поликлинику или к фейковым работникам ЖЭК.





